Мотоциклы всё реже встречаются на улицах крупных городов. Интенсивное автомобильное движение делает поездки на двухколёсной машине весьма рискованными. Впрочем, при передвижении по просёлкам и бездорожью мотоциклы пока вне конкуренции. Выходит, мотоциклы останутся лишь в спорте, а дорожные машины исчезнут, как «вымерли» паровозы!
Чтобы понять, чем стал мотоцикл сегодня, интересно припомнить его историю, тем более что возраст мотоцикл, уже перешагнул столетний рубеж. Первый мотоцикл с маленьким паровым мотором изготовил француз Эрне Мишо в 1867 году. Первый мотоцикл паровым мотором француза Эрне Мишо (1867)Переднее деревянное колесо очень большое, а заднее маленькое. Паровой мотор был ненадёжен, поэтому для страховки Мишо установил на мотоцикл педальный привод на ведущее колесо (он же первым снабдил педалями велосипед). Изобретатель довольно скоро разочаровался в своём детище и вернулся к занятию велосипедами. Двухцилиндровый паровой мотоцикл Сильвестра Рупера (1868)В 1868 году американец Сильвестр Рупер оснастил мотоцикл двухцилиндровым паровым мотором. Приходилось непрерывно поддерживать огонь в топке, чтобы вода в котле кипела непрерывно. Изобретатель изготовил десяток «паровиков», но продать их не смог, и вынужден был представлять эту техническую новинку на ярмарках. Во время одного показа он скончался от разрыва сердца.

В 1884 году земляк Рупера Луис Копленд решил разгрузить заднее колесо и предложил установить паровой мотор над передним колесом. Паровой велосипед Луис КоплендаЭтот мотоцикл нёсся со скоростью 18 км/ч, ошеломляв публику. Люди приходили в ужас и шарахались на улицах от этого «исчадия ада». Копленд на это внимания не обращал и создал фирму по изготовлению мотоциклов.
Однако паровому мотоциклу было трудно конкурировать с лошадьми. У него отсутствовал переключатель скоростей, на нём трясло. В общем, он был сложен, некомфортабелен и не престижен. Паровые машины на двух колёсах можно считать лишь предшественниками мотоцикла. В 1885 году Даймлер и Бенц провели испытания двигателей внутреннего сгорания. Первый мотоцикл с бензиновым двигателем Даймлера (1885)Вместе с Майбахом Готлиб Даймлер установил двигатель на двухколёсный самокат со вспомогательными деревянными роликами по бокам. В патенте № 36423 первый автомобиль именовался «экипажем с газовым или керосиновым двигателем», но назвать его экипажем всё-таки трудно. Соединение двигателя с двухколёсным самокатом можно было уже назвать мотоциклом. Деревянная рама, как у велосипедов, ременная передача, четырёхтактный одноцилиндровый мотор в половину лошадиной силы. Вся эта конструкция весила 90 килограмм и перемещалась со скоростью 12 километров в час. 

Даймлер попробовал поставить двигатель на обыкновенную пролётку и больше к конструированию мотоциклов не возвращался. В самом деле, покупателями новинки могли быть лишь весьма состоятельные люди, а они вряд ли захотели бы трястись на велосипеде, хоть и с мотором. Мотоцикл братьев Гильдебрандт и Алоизис Вольфмюллера (1892)В 1892 году братья Генрих и Вильгельм Гильдебрандт и Алоизис Вольфмюллер собрали двухколёсный мотоцикл, напоминающий современный. Максимальная скорость, которую он мог развить, была равна 40 км/ч. Изобретатели отказались от третьего колеса, что помогло повысить проходимость машины. Чтобы обеспечить плавную работу двигателя, добавили ещё один цилиндр. Рост мощности потребовал заменить воздушное охлаждение водяным, которое позволяло мотору работать и на холостом ходу. При несовершенстве системы зажигания это было совсем нелишним.
Но пожалуй, самым приятным для мотоциклистов сюрпризом было появление пневматических шин. Изобретённые впервые в 1845 году и забытые, пневматические шины придумал заново англичанин Данлоп. Англичанин ДанлопВ 1885 году он насадил на обод велосипедного колеса кольцевой резиновый шланг, заполненный водой, и приспособил клапан. В дальнейшем шины, заполненные воздухом, перекочевали с велосипеда на мотоциклы и автомобили, что сразу же уменьшило вес машин в полтора раза. Правда, «пневматики» не отличались совершенством, их приходилось часто менять, поэтому многие, невзирая на толчки и ушибы, отдавали предпочтение езде на сплошных резиновых бандажах.
Братья Гильдебрандт и Вольфмюллер впервые назвали свою модель мотоциклом (от «мотор» — двигатель и «цикл» — велосипед), выделив её из множества лёгких автомобилей с тремя колёсами (вуатюреток). Вуатюретка-лёгкий автомобиль с тремя колёсамиОни же организовали мелкосерийное производство. В 1895 году изобретатели участвовали в автомобильных гонках Париж — Бордо — Париж (мотоциклетные гонки ещё не проводились). Пресса упорно называла их машину «автомобилем на двух колёсах». Holden-первый четырехцилиндровый двигатель объемом 1054 ccЧуть позже английский лейтенант Холден сконструировал мотоцикл с четырёхцилиндровым мотором с водяным охлаждением, улучшив плавность хода. К сожалению, изобретатель-одиночка не сумел создать рекламу и его машина была забыта. Необходимость рекламы доказал англичанин Гарри Джон Лоусон, чей мотоцикл пользовался в Великобритании большим успехом. Мотоцикл Гарри Джон ЛоусонОборотистый Лоусон сразу понял, что необходимо привлечь крупные фирмы в производство. Заинтересовав своим детищем состоятельных людей, он основал моторный синдикат. Лоусон продал около одной тысячи машин. Один мотоцикл даже купила женщина, леди из Ковентри. Она совершила подвиг, проехав на мотоцикле от Лондона до Ковентри (около 100 км).
Но массовое производство мотоциклов в мире началось в 1895 году с наиболее удачной и перспективной модели трицикла французской фирмы «Де Дион Бутон», напоминавшей трехколёсный велосипед. Трицикл французской фирмы «Де Дион Бутон»Эта машина сразу стала популярной среди спортсменов и многочисленных любителей механического транспорта. Достаточно простая в эксплуатации, она имела первый высокооборотный двигатель и пневматические шины. Фирма наладила производство и сбыт трициклов и с 1903 года поставила на поток выпуск двигателей разной мощности, которые покупали 56 зарубежных фирм. Нью Вернер братьев Михаила и Евгения Вернеров(1897)В 1897 году в Париже выходцы из России братья Михаил и Евгений Вернеры поставили на обыкновенный велосипед лёгкий одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания. Вращение от четырёхтактного двигателя на переднее ведущее колесо передавал кожаный шнур. Двигатель находился над передним колесом, что улучшало воздушное охлаждение. Нагрузка на раму распределялась равномернее, увеличивалось сцепление переднего колеса с дорогой. Мотоцикл Вернеров сохранил педали: если мотор отказывал, движение можно было продолжать, работая педалями. Эта 40-килограммовая машина, мощностью 0,75 л. с. фактически была первым мопедом и развивала скорость до 20 км/ч. Конструкция оказалась практичной. Лоусон поспешил купить у изобретателей за 400 фунтов право на производство и начал выпускать этот мотоцикл в Великобритании. Вернер 1901 годаЗа ним выпуск аналогичных машин наладили и другие предприниматели. Хотя мотоцикл, безусловно, вёл своё происхождение от велосипеда, существовало мнение, что это ухудшенный вариант автомобиля. Но у мотоцикла были преимущества. Бензин был дешев, и двигатель мотоцикла потреблял его мало. Некто Дэвис в 1903 году на мотоцикле с двигателем мощностью 2,5 л. с. преодолел 500 км, истратив на бензин всего три шиллинга!

К началу XX века двигатели стали достаточно надёжными, чтобы многие покупатели решились заменить машиной лошадей. Если автомобиль заменил конный экипаж, коляску, то мотоцикл — верховую лошадь. Мотоцикл позволял ездить и по плохим дорогам. Не менее важно, что мотоцикл постепенно становился «мужской забавой» — он требовал от седока хорошей спортивной подготовки, силы и нередко мужества. Росту престижа машины на двух колёсах способствовали и мотоциклетные гонки.
Автомобиль между тем дорожал. Привлекая покупателей, автомобилестроители выпускали всё более шикарные модели. Этому закону изменил лишь Генри Форд. Мотоциклы, напротив, становились всё практичнее и дешевле. Это и сыграло решающую роль: мотоциклы начали покупать. Мотоцикл «Минерва» бельгийца Де ЕнгаПервый реальный успех имела машина модели «Минерва» бельгийца Де Енга, который объединил в ней всё лучшее, что сделали предшественники. Только в 1901 году он продал три тысячи машин. Бизнесмены убедились, что в мотоциклы можно вкладывать деньги.
Следующую значительную акцию предприняли братья Вернеры. Они сконструировали мотоциклетный мотор с невиданной до сих пор мощностью — 3,25 л. с. Педали у этой модели остались лишь как вспомогательное средство.
У первых автомобилей и мотоциклов привод реализовывался с помощью ремня, наподобие заводской трансмиссии. Ремни хлопали, растягивались и рвались. Наконец, в 1901 году Мотоцикл Хамбера с цепной передачей(1902)англичанин Хамбер сконструировал мотоцикл с цепной передачей, но это новшество не пошло — цепь ужасно грохотала.
В 1904 году бельгиец Поль Кериком изготовил мотоцикл ФН с четырёхцилиндровым двигателем мощностью 5 л. с. В новой модели было множество усовершенствований: цепную передачу заменили валом и двумя шестернями, впервые появилась карданная передача. Упругая подвеска переднего колеса обеспечивала вполне приемлемые условия для мотоциклиста даже при скорости 70 км/ч. Появился и переключатель скоростей. Мотоцикл ФН (1904)И, хотя всё это значительно утяжелило машину (в собранном состоянии она весила 104 кг), фирма, в которой трудился изобретатель, продавала модель ФН целых двадцать лет.
Возросшие скорости требовали надёжных тормозов. Долгое время мотоциклы обходились велосипедными тормозами. Это были подушки на шинах и обратный ход педалей. Мотоцикл «Империал» 1905 годаЛишь в 1905 году модель «Империал» оснастили надёжными дисковыми тормозами, которые с тех пор надолго стали принадлежностью каждого мотоцикла. Харлей и Дэвидсон 1907 годаПроизводством двухколёсных машин снова заинтересовались американцы. Харлей и Дэвидсон, чья фирма много лет спустя прославилась мотоциклами для полиции. Их модель с двигателем в 2 л. с. была в продаже до 1909 года. Харлей-Дэвидсон V-образный двигателемЗатем Харлей сконструировал V-образный мотор мощностью 6 л. с. Такая конфигурация делала мотор более компактным.
В России начала века мотоцикл популярностью не пользовался, не то, что велосипед или автомобиль. Первые мотоциклы марки «Россия» начал производить с 1901 года завод А. Лейтнера в Риге. Конструкция этой модели была вполне традиционной для того времени: одноцилиндровый мотор без коробки и ременная передача на заднее колесо. Мото-Реве «Дукс» образца 1908 годаПеред Первой мировой войной завод «Дукс» в Москве выпускал 300 мотоциклов марки «Мото-рево» в год. В 1924—1932 годах в Москве, Ленинграде и Ижевске создаются опытные модели мотоциклов «Союз», ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5, НАТИ-750. ИЖ-4Первый экспериментальный мотоцикл Ижевского завода ИЖ-1 построен в 1929 году.
Итак, к двадцатым годам были разработаны все основные конструктивные узлы мотоцикла, позднее их лишь усовершенствовали. Появилась так называемая классическая схема мотоцикла: двигатель внутри колёсной базы, батарейное зажигание, передача на заднее колесо. Хотя большинство изобретений делались сначала для автомобиля и лишь во вторую очередь переносились на мотоцикл, конструкторам приходилось проявлять немалую изобретательность. В самом деле, масштабы автомобиля дают возможность немедленно устанавливать на нём любые новинки. А конструирование мотоцикла — это постоянная борьба с весом и объёмом, которая требовала от конструктора не только изобретательности и инженерных навыков, но и дизайнерского подхода. Кстати, многие остроумные решения мотоконструкторов могут пригодиться и при конструировании микролитражных автомобилей. Гоночный мотоцикл KTM-RОсобенно тонкий расчет нужен при конструировании гоночных мотоциклов, которые готовят к рекордным скоростям. Разработкой моторов этих рекордных машин занимаются специалисты по реактивным двигателям, а форму их подбирают согласно законам аэродинамики.
Что же касается мирового производства дорожных машин, то там, действительно, намечается спад. Появились крохотные автомобили с минимальным расходом бензина, которые постепенно вытесняют тяжёлые мотоциклы. Правда, увлечение автомобилями тоже имеет свои пределы. Транспортные пробки, отсутствие стоянок — хроническая болезнь крупных городов. И здесь автолюбителям может помочь мотоцикл. Мотороллер GP-1Дизайнеры вновь начали конструировать мотороллеры. Их разработки сделали эту модификацию мотоцикла привлекательной и удобной для езды в городе. Конструкторы предсказывают мотороллеру большое будущее. Современный мотороллер с его подобием кузова — шаг от мотоцикла к автомобилю на двух колёсах. Значит, рано ещё списывать мотоцикл. В технике так было уже не раз: идея, казалось бы, давно исчерпавшая себя вдруг вновь становилась привлекательной. Ещё недавно и трамвай считали устаревшим, а дирижабли – бесперспективными. И некоторые отброшенные мотоконструкторами идеи вновь находят приверженцев.